Перейти к содержимому

Воспитание сильнее генетики

Институт замещающих семей как в Росси в целом, так и в нашем городе в частности продолжает активно развиваться. Теперь уже никого не удивишь школами для замещающих родителей: они давно стали обязательной нормой. Разница состоит разве что в том, как строятся ее занятия, кого приглашают в качестве преподавателей, какие предлагаемые знания ставятся во главу угла. Для действующих в Новосибирске приглашение на лекции генетика – дело обычное. Ведь знакомство с таким специалистом никак не назовешь лишним.

Центр «Созвездие» в данном вопросе успешно сотрудничает с кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры медицинской генетики и биологии Новосибирского государственного медицинского университета Ольгой Вадимовной Лисиченко, врачом высшей категории, талантливым преподавателем и просто интересным человеком. С тем, чтобы услышать ее мнение по некоторым вопросам я обратился к ней для небольшого интервью.

– Ольга Вадимовна, как давно Вы работаете практикующим генетиком?

– Могу без преувеличения сказать, что в буквальном смысле я один из первых специалистов данной отрасли в нашем городе. За спиной практически полувековой опыт. На моих глазах прошло становление этой науки, превращение ее из небольшого ростка, которому отводилась вспомогательная роль, в самостоятельное, значимое направление.

Я еще помню те времена, когда не менее 90% воспитанников детских домов не могли попасть в семью по причине того, что врожденные «дефекты наследственности», якобы, остаются с ребенком на всю жизнь и исправить их никоим образом нельзя. Сейчас же общество значительно выросло интеллектуально, и то, что раньше считалось невозможным – теперь действительность. Многих ребят забирают под семейные формы, не считаясь с их наследственностью. Хотя тут есть и отрицательный момент: если все хорошо, то вот какие мы молодцы, справились, не смотря ни на что; если же вдруг возникли проблемы – а что вы хотели: наследственность. На это определение пытаются списать если уж и не все, то очень многое.

– Необходимо ли специальное обучение будущим замещающим родителям?

– Безусловно! Очень правильное и мудрое решение. Даже когда мамочка ходит беременная, ее нужно подготовить к тому, что ждет впереди. Рассказывать о том, что и как лучше делать. Но ведь в том случае речь идет о собственном ребенке, а тут в семью принимается совершенно посторонний человек. У него свои привычки, своя родословная, своя наследственность. Людей следует готовить. Родителей, а тем более некровных, надо учить! Нужно помогать им преодолевать те страхи, которые мешают жить, выстраивать адекватную линию поведения.

– Нужны ли знания в области генетики будущим замещающим родителям?

– Любые знания для людей просвещенных и культурных не будут лишними. Тут же мы говорим о работе с детьми. Причем не просто детьми, а теми, кто при рождении получил определенное количество проблем, о которых он пока, быть может, еще и не знает. А теперь добавьте сюда негативный опыт.

На встрече с будущими родителями я сразу стараюсь уйти от формата лекции. Гораздо больше пользы принесет диалог. Предлагаю рассмотреть проблему с разных сторон: как это будет не только в теории, но и на практике. Мой любимый вопрос: «зачем?» Зачем вы готовитесь сделать такой шаг, зачем вы пришли на эту встречу и, наконец, зачем вам здесь я? Чего ждете, что бы хотели услышать, чем могу помочь?

Что же может сделать генетик? Прежде всего, надо определить круг общения и выявить имеющиеся проблемы. В любом случае я уверена, что люди, принимающие в свою семью детей-сирот, нуждаются в помощи. Ведь зачастую они не знают куда обратиться при возникновении затруднений, у кого попросить совет. Мне всегда хочется оказать содействие, сделать все, что в моих силах. Стараюсь быть не просто генетиком, а, по сути, генетиком-терапевтом.

Не стоит забывать, что наша наука не терпит суеты и большого скопления людей. Тут работа штучная. Даже в малой группе обсуждать можно далеко не все проблемы. Как правило, требуется tete-a-tete. И еще, повторюсь, я очень уважительно отношусь к людям, берущимся за воспитание чужого ребенка, а потому делаю все от меня зависящее, с тем, чтобы максимально предоставить в их распоряжение «зеленую улицу».

– Какие вопросы чаще всего задают слушатели на занятиях школы принимающих родителей?

– Генетика – наука психопатическая. Вступают в брак абсолютно разные люди. Ведь кто может сказать, что такое любовь? Трудно дать точное определение. Иногда мы просто на уровне подсознания понимаем: вот тот человек, который мне подходит. У нас схожие темпераменты, схожий тип. При этом совсем не факт, что именно из этого и выйдет идеальная семья, в которой родятся идеальные дети. А как быть с принимаемым ребенком. В советское время было в некотором отношении проще – там на все существовала очередь, и долго думать не приходилось. Бери то, что дают. Сейчас все по-другому. И это хорошо. Есть свобода выбора как у взрослых, так и у детей.

Теперь будущие замещающие родители интересуются: наследуется ли агрессивное поведение, передается ли в другое поколение привязанность к алкоголизму. Велик страх, сложившийся десятилетиями, что изменить ничего нельзя и выше генотипа не прыгнешь. Приходится вспоминать школьные уроки биологии, показывая, как могут соединяться между собой хромосомы, и что из этого может получиться.

Если брать сравнительную часть: что больше волнует родителей: генетическая предрасположенность здоровья или психологические аспекты, то статистика постепенно выравнивается. Сейчас можно смело говорить, что это пятьдесят на пятьдесят.

Но бывают и необычные, иногда ставящие в тупик вопросы. Так, например, одна семья попросила провести какой-нибудь набор тестов, позволяющий выявить все потенциально возможные болезни девочки, которую они планировали взять из государственного учреждения, и рассказать им как их избежать. В другом случае солидный образованный мужчина потребовал дать точный ответ: будет вот этот мальчик иметь высшее образование или нет. И что тут можно ответить, если и глядя на родных детей ни за что нельзя поручиться?!

– Может ли воспитание предупредить генетически заложенные коды в развитии ребенка? Готовы ли Вы опровергнуть широко распространенное мнение о том, что от «осинки не родятся апельсинки»?

– Однозначно, да! Заложенные в каждом из нас основы предугадывают будущие черты характера, заставляя всех вести себя по-разному. Задача родителей в том, чтобы выявить наиболее сильные стороны ребенка и всячески развивать их. Любит рисовать – отправляемся в художественную школу, нравится пинать мяч – записываемся на футбольные тренировки. Сильные стороны непременно нужно использоваться, и тогда они станут мощным рычагом воспитания.

Работая с плюсами, нельзя забывать и про отрицательные черты характера. Не надо их бояться! С ними тоже что-то надо делать. Ребенок гиперактивный – пусть занимается чем-то требующим серьезных энергетических затрат. Агрессивный – найдите ему экстремальное, по возможности, наименее опасное увлечение: скалолазание, скейт или прыжки с трамплина, бокс, в конце концов.

Но готовых рецептов практически никогда не бывает. Родитель должен знать, а еще лучше, чувствовать, как правильно воспитывать ребенка. Что-то будет сложно, не совсем можно справиться. Например, алкоголизм действительно имеет наследственную предрасположенность, а потому у ребенка, мать которого провела беременность с рюмкой в руке, с самого раннего возраста необходимо вызывать стойкое неприятие спиртного.

Беда в том, что часто бывает так, что на ребят «с дурной наследственностью» махнули рукой специалисты учреждений, в которых те проживают. И, что самое страшное, я неоднократно была свидетелем того, как подобные отзывы звучали в присутствии самих детей, о которых идет речь. «Родители алкоголики – значит, и он все равно будет таким же». Неправда! Я отдала науке всю свою жизнь, а потому считаю, что имею право твердо сказать от себя и, поверьте, это на самом деле так: воспитание сильнее генетики, если это не касается психических заболеваний.

– Что бы Вы хотели пожелать в заключении читателям нашего журнала, решившим связать свою судьбу с воспитанием сироты?

– Во-первых, взвесьте свои силы. Такое решение не должно стать данью моде. Она, как известно, рано или поздно проходит, а вот ребенок должен прийти в семью надолго.

Во-вторых, найдите того ребенка, которого действительно полюбите и пожелаете, чтобы именно он жил у вас. Если между вами нет искорки – может быть, и начинать не стоит?

В-третьих, четко осознайте, что этот ребенок, прежде всего, человек. Он не ваша собственность. Придет время – он уйдет от вас в большую жизнь, и к расставанию надо быть готовым. В противном случае серьезных проблем не избежать.

Следующее, люди совершают определенный поступок, а потому считают, что ребенок, попавший к ним в семью, должен им быть за этого бесконечно благодарен. Не стройте лишних иллюзий по этому поводу, чтобы потом не обжечься.

В-пятых. Никогда не стесняйтесь просить помощи. Обращайтесь к специалистам, к тем, для кого ваши трудности – повседневная действительность, к тем, кто знает, как их можно преодолевать. Работайте с практиками.

И еще. Лично я против тайны усыновления. Приходит мама с сыном или дочкой на прием. Пытаемся найти причину того или иного поведения или какой-то формы заболевания, вдруг она спохватывается и уже в самом конце спрашивает о том имеет ли значение, что ребенок некровный. Разумеется! Не понимаю: зачем это скрывать, ведь рано или поздно все равно сообщать об этом придется. Так зачем затягивать, создавая дополнительные сложности?!

– Спасибо, Ольга Вадимовна, за содержательную беседу. Успехов Вам в работе, умных студентов и грамотных родителей!

Андрей Стахович,

зам. директора