Перейти к содержимому

У страха глаза велики

  В своей работе я сталкиваюсь с жалобами родителей на то, что их ребенок чего-то боится (например, смерти (своей или близких), одиночества, боли, замкнутого или открытого пространства, животных, сказочных персонажей, транспорта, уколов, крови, темноты, глубины, высоты, воды, резких звуков).

  Встревоженные папы и мамы ищут любые способы для того, чтобы найти способ справиться с детскими страхами. Не всегда, правда, при этом действуя правильно. Если ребенок боится мрака, родители иногда намеренно оставляют его в темной комнате, выключают свет, всячески начинают стыдить и высмеивать. Следует отметить, что такие методы не только не дают желаемого эффекта, но, наоборот, закрепляют страх у ребенка, вызывают у него чувство тревоги, беспокойства, что негативно отражается на неокрепшей психике. Не исключено, что в дальнейшем такому ребенку требуется медикаментозное лечение.

Давайте разберем, что же такое детские страхи и как их преодолевать.

  Страх – это такая же неотъемлемая эмоция как радость, восторг, обида и другие. Надо понимать, что многие из них приходят и уходят с возрастом. Так боязни малышей от года до трех лет часто связаны со сказочными персонажами (Бабой Ягой, Серым Волком, Бабайкой). Чуть позже: от 3 до 5 к ним добавляются страх темноты, одиночества, выдуманных или увиденных по телевизору монстров.

  Детские страхи носят реальный характер и выражаются иногда аффективно: крики, дрожание. Если боязнь чего-то сохраняется длительное время и достаточно тяжело переносится, это может стать поводом для обращения за помощью к специалисту.

Причины возникновения страхов.

  Как это ни странно, но источником формирования детских страхов нередко становятся взрослые. «Не будешь спать – утащит Баба Яга!», «Не будешь слушаться – дядя заберет» и т.д. «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и, естественно, что у него возникает соответствующая реакция. Это неприятное чувство у ребенка может вызвать конкретная случившаяся с ним ситуация (укусила собака, застрял в лифте).

  Еще одна причина фобии – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Его ощущение может сформироваться из-за конфликтов в семье, когда родители выясняют отношения у него на глазах. Он чувствует вину за ссоры или боится оказаться их источником.

  В качестве причин возникновения детских страхов могут выступать разговоры о смерти, несчастьях, неправильное семейное воспитание (авторитарность, гиперопека, игнорирование, аддикции), недостаток общения ребенка, нервно-психические перегрузки, жестокое обращение по отношению к нему.

Как выявить страх у ребенка? Какие симптомы указывают на его наличие?

  1. В поведении ребенка прослеживается напряженность и беспокойство. Он демонстрирует ужас, оцепенение, заторможенность, вялость. Наблюдается плач без особых на той оснований. Бегство, дрожь.
  2. Ребенок дает положительные ответы о наличии страха и избегает источника угрозы. Он пугается, вздрагивает, быстро утомляется. Не может уснуть, плохо спит.
  3. Появляются соматические реакции (потливость, покраснение, диарея). Меняются физиологические реакции (сухость во рту, перехват дыхания, отсутствующий или бегающий взгляд).

Как помочь ребенку преодолеть страх?

  1. Уделяйте ребенку больше внимания. Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете. Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  2. Говоря с ребенком о его страхах, не используйте, казалось бы, абсолютно безобидные ободряющие фразы вроде «не бойся», «это не страшно». Он их воспринимает иначе, чем вам бы хотелось. Чтобы успокоить и поддержать малыша лучше говорить: «Все чего-то боятся, даже мы», «Давай мы научимся преодолевать твой страх». Только так ребенок почувствует поддержку и понимание.
  3. Нарисуйте или слепите из пластилина то, что вызывает страх (монстр, чудовище и т.п.). Потом вместе с ребенком его уничтожьте. Нарисованный объект боязни можно сжечь или порвать. Страшилку можно обыграть с помощью фантазии самого же ребенка. Скажете ему: раз это существо видится только ему, значит, оно только его, и он может делать с ним все, что захочет. Можно предложить сделать его маленьким, веселым и желтым. Теперь тут и бояться нечего!
  4. Не заставляйте ребенка пересиливать свой страх. Если он боится собак, не стоит принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии. Если боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал».
  5. Никогда не стыдите и не высмеивайте ребенка. Не наказывайте за проявленную «трусость».
  6. Давайте логическое объяснение многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы).
  7. Помните: в преодолении сложившихся проблем всегда поможет игра.

  При страхах перед темнотой или водой можно использовать игры, в которых постепенно происходит привыкание к измененным условиям окружающей среды. В первом случае начинайте игру в освещенной комнате, во втором на суше.

    «Угадай, какой предмет»: сначала взрослый просит в мешочке на ощупь найти названный предмет (глаза не завязываются, просто нужно сделать это не глядя). Затем ему завязывают глаза, и он, взяв в руки какую-нибудь игрушку или вещь, определяет на ощупь, что у него в руках. Потом он предлагает то же самое сделать ребенку. Не пренебрегайте похвалой всякий раз, получив согласие на совместную игру.

    «Выполнение команд»: сначала взрослый с завязанными глазами выполняет команды ребенка: шаг влево, шаг вправо, присесть, прыгнуть вперед, затем ребенку предлагается повторить.

  Только после того, как ребенок начнет уверенно и спокойно играть в игры с завязанными глазами, можно предлагать перенести их в темную комнату. Для этой цели подойдут «Ищем приз», «Спрячь игрушку» и т.п.

  Игры с водой проводятся по тому же принципу. Сначала берем таз с водой, куда взрослый начинает пускать кораблики или любые игрушки и привлекает к этому ребенка. Затем ванна наполняется по щиколотку, куда также опускаются игрушки. Постепенно увеличивается уровень воды: по колено, по пояс, полная ванна. По тому же принципу можно приучать ребенка входить в речку, начина с игр с песком на берегу.

Н.Г Панферова,

педагог-психолог высшей категории