Перейти к содержимому

Материально-техническое обеспечение

Отделение социальной реабилитации по адресу ул. Курчатова 3/1

Швейная мастерская

Помещение предназначено для организации и проведения занятий, ориентированных на совершенствование познавательных, художественно-конструктивных и творческих способностей детей. Знакомство с основами ручного труда помогает в формировании навыков самообслуживания, что развивает самостоятельность в повседневной семейно-бытовой жизни. На занятиях кружка дети знакомятся с инструментами и материалами, отрабатывают навыки их практического использования, начиная с изучения простых швов и мелкого ремонта одежды, переходя к изготовлению изделий из ткани. Педагог следит за правилами безопасности труда, подробно объясняет ход работы и показывает каждый этап на примере, при необходимости уделяя внимание моментам, вызвавшим затруднения. В мастерской воспитанники не только изучают техники шитья, но и осваивают и варианты рукоделия: создание аппликаций, вязание, вышивка, бисероплетение, оригами и т.п.

Оборудование мастерской составляют швейные машинки, настольные лампы, мебель (шкаф, столы, стулья), специальные манекены, гладильная доска и утюги, необходимые для детского творчества инструменты и расходные материалы.

Сенсорная комната

Сенсорная комната предназначена для психологической разгрузки и представляет собой организованное пространство, состоящее из различных стимуляторов, воздействующих на все органы чувств ребенка, стимулируя развитие высших психических функций: памяти, мышления, внимания, речи. Специалисты активно используют помещение в целях психологической реабилитации. Пребывание там создает ощущение безопасности и спокойствия, что способствует расслаблению, снятию эмоционального и мышечного напряжения, преодолению страхов и агрессивных тенденций, восстановлению психического состояния в целом.

Материально-техническое оснащение комнаты: фибероптические занавес, душ и фонтан; композиция с воздушно-пузырьковой колонной, панно с эффектом бесконечного тоннеля, проектор звездного неба, настенный коврик со звездным небом, интерактивная панель для рисования «Волшебный свет», напульсный тренажер для тренировки дыхания, массажное кресло-качалка; мягкие пуфы, наполненные гранулами.

Лекотека

Лекотека – многофункциональное помещение, включающее в себя комплекс вспомогательных средств, обеспечивающих развитие познавательных интересов ребенка через игровую деятельность, что, в свою очередь, способствует формированию предпосылок к учебной деятельности. Манипулируя с песком, расслабляясь в сухом бассейне или скатываясь с горки, дети познают свой внутренний и окружающий мир. Специалисты используют пространство лекотеки для проведения индивидуальных и групповых занятий. Оказывая психолого-педагогическую помощь воспитанникам, они используют методы игротерапии и арт-терапевтические техники. На групповых занятиях создаются благоприятные условия для развития эмоционально-волевой сферы и навыков социального взаимодействия.

Материально-техническая база лекотеки представлена разноплановым оборудованием: юнгианская песочница и наборы игрушек для проведения занятий с использованием песочной терапии, сухой бассейн, интерактивная панель «Осенний лист», светозвуковые столики для рисования песком, игровой комплекс с горкой, тактильно-развивающие панели и бизиборды для развития мелкой моторики и логического мышления; мебель, в том числе мягкие кресла с гранулами.

Компьютерный класс

Компьютерный класс служит для проведения занятий, направленных на обучение воспитанников основам компьютерной грамотности, использование новых информационных технологий в учебном процессе и повседневной жизни. В ходе занятий у ребят улучшается память, мышление, внимание, активно развивается мелкая моторика, а использование современных технологий вызывает живой интерес к обучению. Воспитанников учат работать в текстовых и графических редакторах, различных обучающих и игровых программах. Множество возможностей открывается на занятиях с VR-шлемами. Нахождение в виртуальной реальности помогает погрузиться в мир представляемой деятельности: погладить жирафа, совершить полет в космос, построить дом – все это становится возможным без необходимости покидать пределы кабинета. Тут же можно создавать анимационные мультфильмы, что существенно расширяет и дополняет возможности традиционных форм реабилитации.

Материально-техническое оснащение представлено полноценно оборудованными персональными компьютерами рабочими местами с выходом в сеть Интернет; шлемами виртуальной реальности, столом для создания мультипликационных фильмов, интерактивной доской, необходимой оргтехникой и мебелью.

Учебные классы

Важнейший компонент реабилитационной деятельности – продолжение получения образования. Большая часть несовершеннолетних, поступающих в учреждение, имеет проблемы в освоении школьной программы: многие имеют огромное число пропусков занятий без уважительной причины, вследствие чего у них крайне низкая успеваемость, задолженности по нескольким предметам, дублирование в изучении программы.

Учебные классы служат для проведения школьных занятий (в здании по улице Аэропорт) и выполнения домашних заданий (со всеми воспитанниками филиала и с младшими школьниками в основном помещении). С ребятами, в том числе в свободное время, занимаются учителя средних школ, сотрудники СРЦН «Снегири», репетиторы: основная задача в том, чтобы сократить отставание, уменьшив пробелы в объеме необходимых знаний.

Учебные классы оснащены меловыми и интерактивными досками, мебелью (ученические парты и стулья, регулируемые в зависимости от роста учащихся), учебно-методическими пособиями и дидактическими материалами.

Консультационный кабинет психолога

Консультационные комнаты – помещения, предназначенные для оказания своевременной квалифицированной психологической помощи как воспитанникам, так и их родителям (законным представителям), а также членам кровных и замещающих семей по вопросам нормализации детско-родительских отношений.

В консультационных кабинетах педагогами-психологами ведутся индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками, направленные на стабилизацию эмоционального фона, снижение уровня тревожности, оказание помощи в адаптации к новым условиям проживания, актуализации психологических ресурсов для дальнейшего личностного развития, преодоление трудностей в обучении и т.п.

На консультациях с кровными и замещающими родителями ведется работа, направленная на повышение родительских компетенций и формирование осознанного подхода в решении вопросов воспитания и развития детей. Для граждан, решивших принять в свою семью на воспитание ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, проводятся собеседования, целью которых является выдача рекомендательного заключения о возможном дальнейшем построении замещающей семьи.

Материально-техническое обеспечение кабинетов включает в себя диагностические инструментарии и материалы, компьютерное оборудование со специализированными программами для проведения развивающих и корректирующих занятий, элементы релаксации, наборы для ведения песочной терапии, необходимую мебель (стол, стулья, столики, мягкие кресла с гранулами, флипчарт), канцелярские принадлежности и пр.

Кабинет логопеда

Кабинет логопеда предназначен для проведения индивидуальных коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения. В ходе работы у ребенка развивается подвижность артикуляционного аппарата, формируется правильное звукопроизношение, фонематический слух, совершенствуется лексико-грамматический строй речи, развиваются навыки связной речи, обогащается словарный запас.

Комплексное воздействие предполагает развитие внимания, мышления, памяти, общей и мелкой моторики, что задает предпосылки к успешной учебной деятельности. По результатам диагностики, подбирается индивидуальная программа коррекционных мероприятий. Для закрепления успехов в совершенствовании речи даются рекомендации родителям (законным представителям) по проведению занятий с детьми в домашних условиях.

Материально-техническую базу составляет комплекс логопедического оборудования: логопедический стол с зеркалом, диагностический инструментарий, учебно-методические пособия, наглядно-дидактические материалы, картотеки, развивающие игры и игрушки, технические средства обучения (персональный компьютер с программным обеспечением для логопедических занятий), мебель (рабочий стол, кресло, стеллаж для хранения пособий и игрушек, детские стулья).

Детское радио

На базе учреждения действует своя собственная радиостанция – специально оборудованный пункт для трансляции программ. Основная задача в расширении информационно-познавательной деятельности детей, раскрытии их творческого потенциала. В ходе подготовки к эфирам ребята учатся подбирать, анализировать и обрабатывать материал, делая его интересным, познавательным и доступным; в момент записи – представлять себя и выражать мысли и эмоции, благодаря чему совершенствуется речь, развиваются коммуникативные способности. В течение недели обязательно выходит хотя бы одна передача, услышать которую можно в любом групповом помещении или другом месте, где собираются воспитанники, так как радиотрансляционные колонки расположены в десятке точек учреждения.

Материально-техническое обеспечение радиостанции – это оборудование для записи передач, несколько громкоговорителей, объединенных в единую сеть, а также специальный пульт, позволяющий вести трансляции на все учреждение.

Музыкальный зал

Для различных мероприятий развлекательного характера, направленных на художественно-эстетическое, интеллектуальное и музыкальное развитие воспитанников оба здания учреждения имеют музыкальные залы, которые, в первую очередь, используются для организации концертных программ и музыкально-игровых занятий.

Также в музыкальном зале проходят лекции, семинары, тренинги, спортивные игры и даже атлетические тренировки. Оформление залов для создания требуемого настроения обновляется в зависимости от тематики праздников и времени года.

В материально-техническое обеспечение входят музыкальные центры и музыкальные инструменты, компьютер, микрофоны, проектор и экран для него, колонки, мебель (столы и стулья). Зеркала на стенах позволяют быстрее запоминать хореографические движения. Имеются костюмерные, в которых хранятся костюмы, реквизит для постановок, атрибуты для проведения игр.

Тренажерный зал

Помимо основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость) физкультурно-оздоровительные мероприятия позволяют развивать эмоционально-волевые качества детей. Для организации и проведения занятий, направленных на поддержание физического здоровья и профилактику хронических заболеваний воспитанников оборудован тренажерный зал.

В зависимости от возраста детям предлагаются различные комплексы упражнений: для малышей упор будет сделан на осанку, координацию движений, дыхательную гимнастику, легкие растяжки; для тех, кто постарше – атлетические и силовые упражнения, укрепление групп мышц: главное – это поддержание тела в тонусе, привитие навыков здорового образа жизни.

Материально-техническое обеспечение тренажерного зала составляют детские тренажеры, шведская стенка, боксерские перчатки и груша, различное спортивное и развивающее оборудование (гантели, скакалки, кегли, маты и др.)

Медицинский кабинет

Медицинское обслуживание в учреждении отвечает требованиям СанПиН и направлено на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, укрепление и сохранение здоровья воспитанников. Оба медицинских блока состоят из кабинетов для ведения приема врачом-специалистом и медицинской сестрой и изоляторов, в которые помещают воспитанников в случае возникновения подозрения на наличие у них инфекционных заболеваний.

Медицинские работники проводят первичный медицинский осмотр поступающих на реабилитацию несовершеннолетних, ведут учетно-отчетную медицинскую документацию, осуществляют назначения врача, занимаются санитарно-просветительной работой с воспитанниками и персоналом, контролируют соблюдение санитарных норм.

Медблоки укомплектованы необходимым медицинским оснащением (весы, ростомеры, коляски для перевозки маломобильных и пр.), простейшим лечебно-профилактическим оборудованием, мебелью (кушетки, шкафы для хранения медикаментов и др.), а также средствами для оказания первой медицинской помощи.

Территория учреждения

На территории находятся объекты, помогающие в физическом и трудовом воспитании. На Курчатова отдельно можно выделить детскую игровую площадку и небольшой огородик с грядками и теплицей. Озелененная благоустроенная зона подходит для проведения досуга на свежем воздухе в ходе познавательных, развлекательных и спортивных мероприятий. Активно общаясь во время игры и труда, дети учатся дружить, и решать конфликты.

Имеется зона тренажеров и хоккейная коробка, превращающиеся в летний период в поле для мини-футбола. На улице Аэропорт есть еще и волейбольная/баскетбольная площадка. На полях практикуют командные спортивные игры, на тренажерах качают мускулы; ранней весной вместе с воспитателями высаживают рассаду (при этом одни садят, другие обрабатывают, а третьи собирают урожай (уж так у нас устроен мир!), что позволяет знакомиться с растениями и природой, воспитывает трудолюбие и интерес к познанию окружающего мира. А еще в летний период, если не мешает непогода, обязательная утренняя зарядка на улице.

Для садоводства накоплен специальный инвентарь, цветочные горшки и ящики для рассады, защитные фартуки и перчатки. Спортивная материальная часть представлена огромным количеством велосипедов и самокатов, хоккейной амуницией, мячами, ракетками, лыжами, теннисным столом и пр.

Хоккейно-футбольная площадка

Столовая